НОВОСТИ ПРОЕКТА>>
Актуальность исследования:
Необходимость обновления системы школьной оценки отражена в официальных документах, связанных с модернизацией современного российского образования (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения); обоснована в педагогических и психологических исследованиях. В настоящее время признается, что оценка учебных достижений школьников должна отвечать следующим условиям:
• отражать степень достижения учащимися учебной цели, фиксировать допущенные ошибки, указывать на их причины, способствовать преодолению ошибок;
• учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, быть ориентированной на зону ближайшего развития ребенка;
• характеризовать разные стороны учебных достижений школьника, акцент с оценки знаний должен быть смещен на оценку результатов учебной деятельности, предметом оценивания должны стать учебные действия и их результаты;
• быть инструментом адекватной педагогической оценки и средством самооценки учащегося, помогать ученику самостоятельно применять оценочные критерии, анализировать причины неудач и понимать условия достижения успеха;
• быть результатом сотрудничества учителя и ученика, основанного на взаимном уважении и доверии;
• исключить прямые оценки личности самого ученика, не травмировать ребенка.
Этим условиям в значительной степени отвечают система безотметочного обучения на диагностической основе (методика С.В.Никитиной), используемая в 1 классе, и система критериальной оценки (методика Е.Ю.Цейтлиной), которая используется в 5-8 классах.
Объект исследования:
Оценка результатов учебной деятельности учащихся
Предмет исследования:
Преемственность безотметочного обучения на диагностической основе в 1 классе и критериальной оценки в 5 классе
Цель исследования – построение переходной модели оценки от безотметочного обучения на диагностической основе в 1 классе к критериальной оценке в 5 классе.
Гипотеза исследования:
Переходная модель оценки от безотметочного обучения на диагностической основе в 1 классе к критериальной оценке в 5 классе обеспечит преемственность между системами оценки, применяемыми в 1 и в 5 классах, если
• будет отвечать современным требованиям, предъявляемым к оценке учебных достижений школьников;
• позволит учителю и учащимся адекватно оценивать результаты учебного труда школьников;
• будет способствовать развитию оценочной самостоятельности учащихся;
• будет соответствовать возрастным особенностям учащихся 2-4 классов;
• позитивно скажется на психологическом состоянии детей.
Задачи:
1. Изучение современных моделей оценки, применяемых в начальной школе. Разработка переходной модели оценки для 2-4 классов.
2. Апробация переходной модели оценки от безотметочного обучения к критериальному оцениванию. Поэтапное введение переходной модели оценки во 2, 3, 4 классах
3. Обобщение результатов исследования.
Этапы исследования
1. Констатирующий
• Изучение технологии безотметочного обучения учителями 5- 8 классов и технологии критериальной оценки учителями начальной школы.
• Согласование характеристик, которыми должна обладать оценка, способная обеспечить переход от одной оценочной системы к другой.
• Изучение современных моделей оценки, применяемых в начальной школе
• Разработка переходной модели оценки для 2-4 классов
• Частичная апробация переходной модели оценки во 2 классах
2. Преобразующий
• Апробация переходной модели оценки во 2 и 3 классах
3. Обобщающий
• Апробация переходной модели оценки в 4 классах
• Обобщение результатов эксперимента
Предполагаемые формы предъявления результатов ОЭР
1. Методические рекомендации по переходу от безотметочного обучения на диагностической основе в начальной школе к критериальному оцениванию в средней школе.
2. Методические разработки и ресурсные материалы учителей по практическому использованию переходной модели оценки.
Ресурсное обеспечение ОЭР
Кадровое. Высокопрофессиональный стабильный педагогический коллектив, обладающий опытом инновационной деятельности по проблеме оценки результатов учебной деятельности учащихся в начальной и основной школе.
Научно-методическое.
1. В школе функционируют методические объединения и кафедры, создан научно-методический совет, исследовательская лаборатория (объединение учителей, занимающихся проблемой оценки).
2. Обеспечено психолого-педагогическое сопровождение эксперимента.
3. Имеется описание технологии оценки результатов учебной деятельности учащихся, применяемой в 1 классах; есть методические пособия и разработки учителей по применению критериальной оценки.
Материально-техническое. Школа располагает всеми необходимыми техническими ресурсами для поддержки ОЭР.